В меню сайта добавлен новый раздел «Мастер-классы»
Этномозаика
народов Дона
межнациональный
образовательный и
культурно-просветительский
проект


Реализован при
поддержке Правительства
Ростовской области
Экскурсия «Еврейское наследие донской столицы»

История ростовской еврейской общины ведет свое начало с конца XVIII века. По данным переписи населения России, в 1796 году в крепости Святого Димитрия Ростовского, ставшей центром образованного вокруг нее города Ростова-на-Дону, проживало семь евреев-мещан. В 1800 году их уже было 10 душ, а в 1817 году – 94 души.

Первый еврейский молитвенный дом появился не позже 1837 года, а синагога – не позже 1855 года. На Дон евреи съезжались из Украины, Германии, Польши. Земли не входили в черту оседлости, а значит, селиться евреям здесь позволялось.

Еврейская история Ростова изобилует интересными фактами и деталями, сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют о значительном вкладе евреев в экономику и общественную жизнь города и края на протяжении последних двух с половиной столетий.
1. Солдатская синагога
пер. Газетный, д. 18/66 (ранее пер. Казанский)

Поселившись на Дону, евреи построили первую деревянную синагогу, позже обжились и построили новое каменное здание. В 1872 году возвели уже Солдатскую синагогу на Газетном, в которой сейчас молятся современные евреи.

Солдатская синагога – единственная целиком уцелевшая из дореволюционных. От Хоральной синагоги остались пара фасадов и часть интерьеров – в ней самой расположен кожвендиспансер. Молитвенный дом ремесленников после еврейского погрома не восстановили.
Первая версия Солдатской синагоги выглядела немного по-другому – почти в два раза ниже и с более лаконичным декором.

Во время еврейского погрома начала ХХ века здание сильно пострадало. Новую синагогу строили 8 лет и открыли к 1913 году. Автор второго проекта – Яков Гевирц, одесский архитектор, творивший в Петербурге.

История создания здания Солдатской синагоги, открытой в 1872 году, берет свое начало еще с 1862 года, когда отставные солдаты-евреи образовали Солдатское еврейское молитвенное общество. Денежные средства на строительство синагоги предоставил богатый ростовский купец 1-й гильдии Иосиф Елицер.

Осенью 1935 года здание было национализировано и в нем разместили химфабрику. Только через 10 лет, в 1945 году еврейская община вновь смогла вернуться в эту синагогу. И, наконец, в 1993 году горисполком решил возвратить здание синагоги в собственность Ростовской еврейской религиозной общины.
2. Еврейское училище
ул. Ульяновская, д. 57 (ранее ул. Канкринская)

В последней четверти XIX века Духовное правление Главной хоральной синагоги выстроило в принадлежащей еврейской общине усадьбе здание по ул. Канкринской (теперь Ульяновская, 57), трехэтажный кирпичный дом. Кроме Духовного правления, в нем располагались еврейское училище, библиотека-читальня, бесплатная столовая и другие учреждения.

В 1924 году здание – как и все культовые и религиозные сооружения – было национализировано и передано отделу народного образования Донской области. Вначале здесь были приемник и столовая-ночлежка для беспризорных, затем средняя школа. До 2005 года здесь располагались областное базовое медицинское училище и областная специализированная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва.

1 сентября 2005 года в историческом здании еврейского училища отпраздновала новоселье общеобразовательная школа (гимназия) «Ор Авнер» – «Свет знаний». Постановлением Администрации Ростовской области здание было передано ей в безвозмездное пользование.
3. Еврейская больница
ул. Социалистическая, д. 160 (ранее ул. Никольская)

В 1880 году на перекрестке улиц Никольской (ныне Социалистической) и Богатяновского спуска был заложен фундамент еврейской больницы, названной Александровской в честь 25-летия правления Александра II. Через год и четыре месяца строительство больницы было закончено на средства, выделенные купцом 1-й гильдии Яковом Гурвичем и еврейской общиной. Строительство осуществил известный строительный подрядчик Моисей Геронимус.

Содержалась больница на средства общины и пособие от городской Думы. Иногда для сбора дополнительных средств устраивались благотворительные концерты или спектакли в пользу еврейской больницы. В благотворительных концертах можно было услышать синагогальный хор, дополненный хористами местного театра. Нередки были пожертвования состоятельных евреев.

Первоначально больница была одноэтажная, позже достроили 2-й этаж. В 1894 году наследники ростовского купца 1-й гильдии Иосифа Елицера оплатили строительство пристройки (по пер. Богатяновскому) для богадельни и молитвенного дома при ней. В 1899 году староста Главной хоральной синагоги Бейнуш Рысс получил разрешение на достройку второго этажа больницы. В 1899-1901 годах больница была расширена и перепланирована. К 1913 году в ней было 6 отделений: хирургическое, терапевтическое, гинекологическое, туберкулезное, родильное и детское (заразное). При больнице с 9 до 16 часов ежедневно проводился амбулаторный прием по всем специальностям. Главным врачом больницы был Исаак Риттенберг – специалист по внутренним и хирургическим болезням.

В больницу принимали всех больных, кроме душевнобольных и эпидемических, без различия вероисповедания. Больница эта работает и сегодня.
4. Дом Шолома Дов-Бер Шнеерсона
пер. Братский, д. 42

Во всем еврейском мире город Ростов-на-Дону известен и как место, где в первой половине ХХ века жил с семьей пятый Любавичский ребе – Шолом Дов-Бер Шнеерсон. Его дом и оэль и по сей день являются местом паломничества евреев из разных стран.

Шолом Дов-Бер Шнеерсон начал заниматься общественной деятельностью в 14 лет, в 22 года стал преемником своего отца, пятым Любавичским ребе. В 1895 году он организовал съезд общественных и религиозных деятелей в Ковно (Каунасе), а в 1897 году основал ешиву «Томхей Тмимим» («Опора чистых сердец»), отделения которой существуют сегодня во всем мире. Им опубликованы десятки философских книг о проблемах иудаизма.

Шолом Дов-Бер Шнеерсон и его семья, а также ученики и последователи сначала поселились в центре Ростова на ул. Пушкинской, 78 (теперь № 38, кв. 5), а с 1918 года – в доме по Братскому переулку, 44 (ныне № 42). Этот двухэтажный дом в кирпичном стиле сохранился до наших дней, несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны вся привокзальная часть города была практически сравнена с землей.В комнатах дома располагалась возглавляемая им ешива – высшее религиозное учебное заведение. Несмотря на свой возраст, дом ребе выглядит очень достойно, недавно он был отреставрирован.

Знаменитые ростовские еврейки

Еврейская община дала городу и нашей стране десятки выдающихся личностей, ученых с мировым именем, талантливых музыкантов, блестящих юристов, преуспевающих финансистов и высокопрофессиональных врачей.

Девушки из ростовских еврейских семей в начале ХХ века гремели на весь мир. Дочери раввина сестры Гнесины основали в Москве музыкальное училище, существующее и поныне. Вера Хацман стала первой леди Израиля. Софья Рысс – женой Карла Либкнехта, подругой Клары Цеткин и Розы Люксембург, а Елена Гордон создала культовый французский журнал ELLE.
5. Дом семьи Елены Гордон
пр. Ворошиловский, д. 28 (ранее пр. Большой)

В 1945 году в Париже, когда ее уже звали Элен Гордон-Лазарев, она создала ELLE – один из самых популярных женских журналов. Она открыла миру Брижит Бардо, ее постоянным автором была Франсуаза Саган, ее друзьями– Коко Шанель и президент Жорж Помпиду.

Останься Элен Гордон в России, ее бы звали Елена Борисовна. Французская журналистка родилась в 1909 году в семье одного из богатейших людей старого Ростова – Бориса Гордона. Вместе с братом он владел огромной типографией, а к началу 1910-х стал директором табачной фабрики Асмолова – одной из самых известных в Российской Империи, управлял Русским обществом пароходства и торговли. После Октябрьской революции семья эмигрировала во Францию, где Элен поступила в Сорбонну и вскоре начала публиковаться во французской газете France-Soir.

Образование единственной наследнице дали самое лучшее. Училась в престижном лицее, затем в одном из лучших университетов Европы, где изучала литературу и этнологию – науку о народах.

В 1945-м послевоенном году Елена, устав от серого настоящего, решила создать первый цветной журнал для женщин с названием ELLE. И не прогадала. Первый номер разошелся тиражом 110 тысяч экземпляров и прославил Елену на весь мир. Сегодня журнал выходит более чем в 60 странах.

«Эта женщина научила француженок быть элегантными», – сказала о Элен ее подруга, Коко Шанель.
6. Дом семьи Веры Хацман
ул. Обороны, д. 64 (ранее ул. Рождественская)

В Ростове-на-Дону прошли детство и юность Веры Хацман – самой первой «первой леди» Израиля, жены первого президента страны. Ее история началась в небольшом особняке на Рождественской улице. Нынешний адрес дома – Обороны, 64.

Отец Веры был из кантонистов, еврейских подростков, отданных на службу в царскую армию. Отслужив 25 лет и участвуя в Крымской войне, он был удостоен чести жить вне черты оседлости.

Поселившись в Ростове-на-Дону, он женился на матери Веры, которая была на 25 лет моложе его, и сделал купеческую карьеру. Будучи коммерсантом мануфактуры, он обеспечил своей семье безбедное существование. Семья владела домом около Старого Базара. Здание синагоги находилось и находится поныне на расстоянии всего в один квартал от дома Хацманов.

Одну из дочерей назвали Ревеккой, но в семье ее звали Верой. В пять лет Веру отдали во франкоговорящий детский сад изучать язык высшего общества, а еще четыре года спустя она начала учиться в Мариинской императорской гимназии. К тому времени она уже занималась музыкой в Ростовской консерватории, но уже в 14 лет решила посвятить себя медицине. После окончания ростовской гимназии она поехала в Женеву, чтобы учиться в медицинском университете, получив месячное содержание от своей замужней сестры. Там Вера встретила молодого ученого-химика и влюбилась в него. Ученого звали Хаим Вейцман.

Будущий президент поехал в Ростов-на-Дону, чтобы предстать перед родителями своей невесты, после чего они отправились в Европу и в 1904 году сыграли там свадьбу.

После окончания университета Вера получила работу в Манчестере. В дополнение к Женевскому диплому она прошла двухгодичный курс медицины в Великобритании и сдала сертификационный экзамен. Чтобы зарабатывать на жизнь, Вера стала врачом в Манчестерских трущобах, где отвечала за работу семи родильных и младенческих клиник. Работая в области материнства и детства, она добилась больших успехов в исследовании питания и контроля веса младенцев.

К середине ХХ века авторитет Вейцмана стал настолько велик, что как только появилось государство Израиль, он стал его первым президентом. Вера все это время, больше 40 лет, была вместе с ним.
7. Дом семьи Сабины Шпильрейн
ул. Пушкинская, д. 83 (ранее ул. Кузнецкая)

В Ростове-на-Дону началась и трагически закончилась жизнь первой женщины-психоаналитика Сабины Шпильрейн, соратницы Карла Густава Юнга и ученицы Зигмунда Фрейда. Это именно она стала автором концепции коллективного бессознательного.

Отец Сабины, богатый варшавский еврей, перебравшийся в Ростов, мама – известный стоматолог. Семья была вполне себе зажиточной. И как полагалось богатой ростовской купеческой семье того времени, имела большой, элегантный дом в центре города на Пушкинской улице (сохранился до наших дней).
Сабина успела и побыть любовницей Юнга, и воспитывать в Москве в 1920-е годы сына Иосифа Сталина, Василия.

Вкладе в мировую историю внесла не только Сабина, но и другие члены семьи Шпильрейн. Ее братья были видными советскими учеными. Исаак занимался психологией труда и читал первый в стране курс грамматики идиша. Эмиль был деканом факультета Донского университета. Ян входил в число создателей Московскогоэнергетического института.

История семьи развернулась трагично. Братьев расстреляли в годы сталинского террора. Отказавшись от эвакуации во время оккупации Ростова, Сабина Шпильрейн и обе ее дочери вместе с тысячами ростовских евреев были расстреляны в карьерах Змиевской балки. Остались лишь дома, в которых они когда-то жили – тот же дом на Пушкинской, который строили отец и мать Сабины.

О блестящих работах Сабины Шпильрейн в области экспериментальной психологии опубликованы десятки книг. А о ее жизни снят фильм «Опасный метод», где девушку сыграла британская кинозвезда Кира Найтли.
Проект реализован при поддержке Правительства Ростовской области
© 2022. Этномозаика народов Дона. Межнациональный образовательный и культурно-просветительский проект Ростовской общественной организации Местной национально-культурной греческой автономии.
Made on
Tilda